1.2. Структура потребления СУГ

Во многих странах мира (к их числу относится Россия) сжиженные газы используются для нужд хозяйства и промышленности уже много десятилетий. Такие свойства этих газов, как высокая теплотворная способность, экологичность сгорания, удобство хранения и транспортировки в сжиженном виде под давлением, а также возможность дальнейшей переработки для получения синтетической продукции, обеспечивают им широкий спектр применений — в качестве источника тепла, моторного топлива, сырья для нефтехимических производств.

 

К настоящему времени сформировались четыре основных сектора применения СУГ:

 

- коммунальный сектор, 
- промышленный сектор, 
- транспорт,
- нефтехимия.

 

использование сугМасштабы использования СУГ в каждой из этих областей зависят от целого ряда условий, во многом специфичных для конкретной страны или региона. На складывающуюся ситуацию и перспективы дальнейшего роста потребления СУГ влияют такие факторы, как:

- объективные потребности соответствующего сектора;
- наличие в данном секторе альтернативных (конкурирующих) технологий, базирующихся на других видах топлива (энергии), и соотношение цен;
- надежность поставок и стабильность рынка СУГ;
- степень развития инфраструктуры, обеспечивающей хранение и транспортировку СУГ, распределение их по потребителям и сервисное обслуживание систем, работающих на СУГ.

 

Структура потребления СУГ весьма неоднородна и характеризуется большим разбросом параметров между отдельными странами и регионами мира как по уровню потребления сжиженных газов на душу населения, так и по относительной величине каждого из секторов их конечного применения. Общемировые показатели представляют собой результат «наложения» множества факторов национального и международного уровня. Крупнейшими потребителями, вносящими наиболее весомый вклад в формирование общей картины мирового потребления СУГ, являются США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Бытовое использование. Около половины суммарного объема расходуемых в мире сжиженных газов приходится на коммунально-бытовой сектор. Разнообразные виды систем автономной газификации на пропан-бутане охватывают множество конечных потребителей — от приготовления пищи в дачных домиках до генерации тепла электроэнергии в коттеджных поселках и крупных коммерческих объектах (складах, торговых центрах, базах отдыха и т. д.). Спрос на сжиженный газ в данном секторе определяется территориальными и климатическими особенностями страны (региона), величиной площадей, не охваченных сетью магистральных газопроводов, ценами на конкурирующие виды источников тепла (дрова, уголь, дизельное топливо, электричество).

 

газгольдер

Очень высока доля коммунального сектора в структуре потребления в Азии (около 65% в среднем по региону) и Восточной Европе. Так, для Польши этот показатель составляет примерно 60%. В то же время, в США и Западной Европе этот сектор потребления находится на относительно невысоком уровне (примерно 25% и 30% соответственно). В России 19–20% объема СУГ, потребляемого внутри страны, расходуется на коммунально-бытовые нужды.

 

 

На нефтехимический сектор приходится около четверти (22%) мирового потребления СУГ. Он отличается высокими темпами роста и концентрацией спроса в индустриально развитых регионах. Например, в США на нужды нефтехимической промышленности расходуется около 50% от общего потребления СУГ, в Западной Европе (в среднем по региону) — около 24%, тогда как в Азии — всего лишь порядка 7%. Несмотря на наличие крупных потребителей СУГ в данном секторе среди азиатских стран (Япония, Южная Корея) и появление ряда крупных предприятий по нефтехимической переработке СУГ в 1990-е гг. на Ближнем Востоке, основной (свыше 80%) объем мирового потребления СУГ в качестве углеводородного сырья по-прежнему приходится на Америку и Европу.

 

оборудование для сугВ России нефтехимическая промышленность является одной из базовых отраслей экономики и самым крупным сектором потребления СУГ. По данным на 2006 год, около половины суммарного объема сжиженных нефтяных газов в России используется именно в нефтехимии. Общий экономический спад периода 90-х гг. сильно отразился на состоянии отечественной нефтехимии: в 1994–98 гг. выпуск продукции составил всего 40% от уровня 1990 г. Тем не менее, начиная с 1998 г., это — одна из самых быстроразвивающихся отраслей российской промышленности. За 2000‑е гг. использование СУГ в нефтехимическом секторе выросло более чем в 1,5 раза. Несмотря на растущие объемы производства, положение дел в отрасли до сих пор неоднозначно. Многие проблемы, характеризующие сегодняшнее состояние российской промышленности (главная из которых — нехватка инвестиций в технологическое развитие), присутствуют и в нефтехимии, создавая неопределенность в отношении перспектив дальнейшего развития нефтехимического комплекса России.

 

Еще одна из перспективных сфер использования СУГ — автотранспорт. Запасы дешевой и легкодобываемой нефти приближаются к исчерпанию, загрязнение окружающей среды продуктами, содержащимися в бензиновом выхлопе, приобретает все более масштабный характер, усугубляемый общим увеличением числа автомобилей. Поэтому проблема перехода на альтернативные виды моторных топлив приобретает все большую актуальность.

 

Из списка технологий, рассматриваемых как возможные решения этой проблемы (применение метанола, биогаза, внедрение гибридных и полностью электрических автомобилей, производство синтетического бензина и пр.), серьезно можно говорить о двух практически освоенных направлениях — это использование сжиженных углеводородных газов (пропан-бутановых смесей) и сжиженного природного газа (СПГ). В настоящее время около 20 млн. т сжиженного пропан-бутана в год (что составляет приблизительно 8,5% от общемирового годового потребления СУГ) используется в мире в качестве топлива для автотранспорта.

Рассматривая проблему поиска альтернатив бензиновому топливу применительно к России, необходимо принимать во внимание следующие факторы:

 

- при нынешних темпах прироста количества автотранспортных средств в России (5% в год) покрытие потребностей в нефтяном топливе в обозримой перспективе станет невозможным без освоения нефтяных месторождений с очень высокой себестоимостью добычи;
- значительную часть отечественного парка автотранспорта составляют автомобили с неудовлетворительными экологическими характеристиками двигателей;
- на рынке моторных топлив в России преобладают бензины сравнительно низкого качества, не соответствующие международным экологическим стандартам на выбросы вредных веществ в атмосферу. Производство бензина с повышенными экологическими характеристиками требует использования дорогих технологий переработки нефти. Кроме неизбежного при этом повышения цен на автомобильное топливо, следует отметить, что применение мер по снижению выбросов лишь частично решает проблему загрязнения окружающей среды;
- экологическая обстановка, сложившаяся в России, требует срочных и комплексных мер по снижению нагрузки на окружающую среду, создаваемой автомобильным транспортом. Одним из средств решения этой проблемы является использование газомоторного топлива (ГМТ).

 

использование сугВ России есть все предпосылки для успешного развития транспортного сектора использования СУГ. Во-первых, Россия располагает достаточной ресурсно-сырьевой базой для расширения производства сжиженных углеводородных газов. Так, запасы попутного нефтяного газа (являющегося одним из основных источников сырья для производства СУГ) в российских нефтяных месторождениях составляют, по имеющимся оценкам, порядка 1,5 трлн. м3, и в настоящее время эти ресурсы не используются в полной мере. На рынке моторных топлив пропан-бутан успешно конкурирует по цене с автомобильными бензинами. Доля транспортного сектора в структуре внутрироссийского потребления СУГ на текущий момент оценивается в 20–25% (1,2–1,5 млн. т в год).

 

Пропан-бутановые смеси используются также как топливо в системах отопления промышленных предприятий и как источник тепла для ряда технологических процессов. Конкуренцию СУГ в данной области составляют дизельное топливо, мазут, природный газ. Пропан-бутан — энергоэффективное, экологичное и удобное в хранении топливо; но цена на него в большинстве стран слишком высока по сравнению с альтернативными видами топлива, и это сдерживает рост потребления пропан-бутана в промышленном секторе (сегодня — 12,5% в общемировой структуре потребления СУГ).

 

В последние несколько лет в России наблюдается растущий интерес к использованию пропан-бутана в качестве резервного топлива на предприятиях, использующих природный газ как основное топливо.